Авторська колонка > Рождественская встреча

Рождественская встреча


20-02-2012, 19:47.
Вся наша жизнь соткана из упускаемых и упущенных возможностей. Была возможность встретить новый год в Австрии – музыкальной столице мира. Подвела поведенческая культура. Труба (в облике подруги из Германии) звала, а мне пришлось сидеть не в кресле самолёта, а за рабочим столом писать очередной отчёт.

Сказочная Вена как всегда первого января отметила приход Нового года ежегодным концертом Венского филармонического оркестра. Его история восходит к, казалось бы, такому далёкому 31 декабря 1939 года. Самые большие надежды слушателей, как правило, связаны с дирижёром. В этом году оркестром дирижировал посол русской культуры Марис Янсенс. Как хотелось услышать в Золотом зале, украшенном благоухающими цветами из итальянского Сан - Ремо, премьеру новогоднего концерта лихую польку «Или-или». Полагаю, что билеты не пропали, ведь удовольствие не из самых дешёвых. Начальная стоимость билета от 450 EUR и, к тому же, Венская филармония принимает заказы один день 2 января на весь год. Поэтому кто-то другой аплодисментами со всеми присутствовавшими в зале традиционно отбивал такт при исполнении Марша Радецкого Штрауса-отца.

Впереди был светлый праздник Рождества. Оставалось contra spem spero (без надежды надеяться), что судьба может волшебно переломиться, когда ты встретишься с особенным человеком, и он тебе раскроет тайны мироздания.

И если гордость ворчала, что это будет безрассудный поступок, то мечта подсказывала, что стоит попробовать. Вероятность того, что в выходной, да ещё и праздничный день заместитель председателя по организационным вопросам Национального союза художников Украины Пётр Александрович Зыкунов согласится показать и рассказать о самой главной художественной Рождественской выставке страны, была минимальной. Но чудесам есть место быть.

Салют и фейерверк чувств от вернисажа на Львовской площади испытала не только я. Как оказалось, это одно из любимых мест отдыха и киевлян, и жителей всей Украины. Отправляясь полюбоваться красотой, не предполагала оказаться в одном из самых посещаемых выставочных залов. Более того, несмотря на холод в помещениях, здесь жизнь не замирает, а становиться ещё более активной. Почему эта выставка обрела успех? Всё предельно просто. Более 500 работ представили профессионалы всех регионов страны на обозрение публики. Там держится новогоднее настроение в сочетании домашней атмосферы и рождественского духа.

Было удивительно, что знакомство с экспозицией мы начали не с мэтров отечественного искусства, а с работ молодых, но очень талантливых художников из Кременчуга Дмитрия Короля «Рождественская ночь» и Сергея Пеличева «Колядки». Их такие разные вытынанки объединяла общая тема. Пётр Александрович рассказывал о тайнах обаяния украинского народного декоративного искусства, отмечая поразительные особенности рисунков каждого из художников. И хотя искусство украинской вытынанки шагнуло к нам из середины ХІХ века, когда ажурные бумажные занавески, вырезанные хозяйкой дома, украшали окна крестьянской избы, и по ним можно было прочитать какой праздник , молодые люди (им немного за двадцать) при помощи канцелярского ножа и белой бумаги сумели не только достичь высочайшего уровня профессионального мастерства, но и сделать в искусстве вытынанки свои открытия. В Кременчуге имена Дмитрия Короля и Сергея Пеличева известны широкой публике. Персональные выставки работ состоялись в Кременчугской картинной галерее. Пришло время покорять новые вершины. С их творчеством знакомилась столица.

Секрет любого успеха состоит в том, что ты должен поверить в себя. Но это лишь начало, поскольку великая удача, если на твоём пути встретятся люди, которые сумеют разглядеть твой талант. Такова роль ведущих мастеров. Они выводящие, открывающие зрителям новые имена. Это подвижнический труд руководителей Национального Союза художников Украины.

Большая экспозиция открыла перед зрителями начало нового века украинского искусства. Представлены живопись, графика, монументальное искусство. Здесь прослеживаются новые веяния в искусстве и тенденции начала ХХІ века. Такого уровня выставки, как правило, за рубежом посещают первые лица страны. Это престижно. Делаются государственные закупки работ, представляющих художественную ценность. Но это там, на Западе, у нас пока по-другому (работы попадают в частные коллекции). Возможно, не пришло понимание значимости, что искусство начала ХХІ века – историко-художественное явление, которое развивается и раскрывает себя в творчестве современных отечественных художников.

Мы переходили из зала в зал, подходили к работам, но ни разу не прозвучало высокомерное: «Не бездарно», наоборот, Петр Александрович всегда находил слова для глубокого восприятия и понимания представленных произведений искусства.

Нельзя не сказать о том впечатлении, которое оставили работы «Шут» Елены Турченюк из Одессы, «Снегири» Сергея Ступки из Миргорода. Когда к ним подходишь ближе, загораются сказочными красками витражи. Сюжет словно случайно подсмотрен из жизни. Снегири как живые норовят вспорхнуть. Цветные стёкла сверкают алыми, бирюзовыми самоцветами. Льётся безудержный поток зрительных и даже чуточку осязаемых ассоциаций.

К слову сказать, ни одна выставка не проходит без участия представителей харьковской художественной школы. Кукуруза словно засияла тысячами солнц, и пространство наполнилось несказанной радостью света, когда мы подходили к полотну « У Тараса Данилыча» Виктора Ковтуна. Произведение очень украинское по духу, характерно своей идиллией родительского дома. Психологи утверждают, что обилие желтого цвета говорит о готовности человека к переменам. Успех – это путь. Это радость жизни. Работа несколько архаична по манере, но полна очарования и остроумия. Мне показалось, что на картине изображен один из самых известных мастеров украинского монументального искусства - Владимир Андреевич Чепелик – Народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Т.Г.Шевченка. На мой немой вопрос Пётр Александрович скользнул по мне взглядом и утвердительно кивнул головой. По характеру дарования Владимир Андреевич Чепелик – скульптор, по должности – председатель Национального союза художников Украины. Оказывая громадное влияние на художников страны, придерживаясь реалистических и классических принципов в своём творчестве, он свои замыслы смог реализовать в отечественном искусстве, открывая зрителям вневременной духовный мир человеческих чувств и переживаний.

Дидактической направленностью отличались работы «Зимний день» Леонида Ященка, «Снег» Владимира Наталушко, «Крещение на Гуцульщине» Анатолия Калитка (единственного художника – живописца Косовской региональной организации НСХУ), дышал божественной вечностью «белой тишины» аутентичного стиля Ивана Пилипенка «Храм Всех Святых», «Кирилловская церковь. Венчание» Галины Кириленко – Баранниковой. Они как бы излагают правила жизни. Краски богаче, нежнее, гармоничнее. Работы более утонченные и просвещённые, сохранившие свою оригинальность, разнообразие.

Непосредственностью и искренностью отличается творчество Светланы Крижевской, автора трогательной и доверительной картины «С Новым годом». Чувство родного дома и семейного праздника придают игрушки. Отнюдь не новые, а те, что особо любимы и хранят память вкуса детства. Обладая значительными художественными достоинствами, творение Я.В. Логинского «Христос перед Пилатом» имеет большое значение как источник исторического факта. Его произведение полно высоких чувств и гуманизма.

Отличительной чертой полотна «Зимние развлечения» Виктора Чауса является чувство веселья и воспроизведение трогательного и лиричного эпизода.

Достойны упоминания блистательные работы талантливых художников П.И. Смыковского «Иконописец», триптих О.В.Савченко «Миротворцы». Отличались оригинальность полотна Людмилы Митченко «Рождественская звезда» и «Узоры января» Владимира Дудника.

Было трудно понять, почему мы прошли мимо пейзажа Петра Александровича «Сельсовет в Заремле», даже не взглянув на него. Но мужчина всегда прав. Лишних вопросов не последовало. Мы же шли прямо к работе Станислава Антонюка «Хлеб Украины». Почерк художника узнаваем издалека. Не трудно было объявить авторство житомирского живописца. Его монументальные натюрморты не дань старины глубокой, а скорее призыв задуматься: времена изменились, а сельскохозяйственный инвентарь остался прежним как в незапамятные времена. Предметы нашего летнего «фитнеса на огороде». Выживаем.

Возможно то, что об авторе Станиславе Антонюке и его потрясающем трудоголизме (об этом ходят легенды) невозможно было промолчать – это растопило лёд недоверия и тогда замечательный художник, руководитель высокого ранга начал раскрываться как человек.

Отказаться от посещения святая святых художника – его мастерской было невозможно. Любопытство брало верх. Рождественский Киев был сказочным и располагал к беседе. Разговор продолжался в транспорте. Петр Александрович, проезжая мимо монумента Богу на Земле - Софии Киевской рассказывал о том, как просьба писателя Ромена Роллана во время встречи со Сталиным решила судьбу святыни. Уничтожить Софию, которую построил отец французской королевы, не посмели. Слова Петра Александровича Зыкунова – лауреата премии «Киев» имени С. Шишко в области изобразительного искусства (за серию работ «Храмы Украины», «Крымские виды», «Житомирщина») завораживали своей простотой и глубиной. Чувствовалось, что его беспокоит современная архитектура из стекла и бетона. Перспектива подобной застройки печальна: Киев может потерять статус исторического города.

Не верилось и в случайное совпадение: мастерская художника находится рядом с Центром современного искусства.

Оказаться рядом с М – 17 и не зайти хотя бы на несколько минут, было не в моих правилах. Выставочные залы гостеприимно встречали посетителей проекта NO ART. Несмотря на беглый просмотр, выставка работ фотохудожников Елены и Виталия Васильевых оставила сильное впечатление. Но в зимний вечер обилие прекрасных обнаженных женских тел замораживало. Бесспорно и то, что это летняя выставка. В залах было тихо, по – зимнему холодно и одиноко. Посетителей в праздничный вечер Рождества не было. Но примечателен этот выставочный зал – отсутствием смотрителей. Всё чинно, благородно, в лучших европейских традициях: хранителей предметов художественного искусства не видно, но они есть и воспринимают зрителей по-современному: посредством экранов мониторов. И не удивительно: никто не мешает посетителям воспринимать красоту. К тому же, всё соответствует духу времени, ведь это – Центр современного искусства. М – 17 особо почитаем молодёжью. Любят посещать его и воспитанники Заслуженного художника Украины, профессора Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Петра Александровича Зыкунова.

Творческий путь художника слагается из многих составляющих. Воистину П.А. Зыкунов - прекрасный живописец умеющий совмещать высокое служение искусству и по праву меритократии (власти достойных) - высокое должностное положение. Только в мастерской пришло ясное понимание, как алмаз при помощи огранки становится бриллиантом. Истинный склад души и глубина дарования раскрылись, когда художник брал в руки кисть.

Как хорошо, что талант живописца разглядели в своё время его учителя: Александр Иванович Сиротенко, Карп Демьянович Трохименко, Анатолий Александрович Пламеницкий. Поняв, каким божественным даром обладает их ученик, мудрые наставники создали все условия для того, чтобы этот дар раскрылся как можно полнее.

Уютная мастерская художника подобна бригантине с видавшими ненастье и бури парусами без слов рассказывала о многом. Достаточно было увидеть картину «Её величество Лавра», вспомнить работу «Университет». Полотна известные и экспонировались на Всеукраинской художественной выставке, посвящённой 20 – летию независимости Украины.

В жанре пейзажа Пётр Александрович воплотил принципы и приёмы импрессионизма. Цвет пейзажей всегда правдивый, а сюжет прост и лаконичен. Ликующая красочность полотен вызывает чувство радости и праздничности: Михайловский Златоверхий, три уровня величественной Лавры в полыхающих тонах. Как и Матисс художник не отказывается от светотеневого моделирования. Не упрощает, схематизируя предметы, строя композицию на контрастном соотношении больших площадей чистого цвета. Краски чистые и яркие.

Поверить, что в нашей стране есть портретист уровня мастеров эпохи классицизма было невероятно трудно. Стоит говорить языком фактов. На международной художественной выставке в Москве, портрет писателя Николая Васильевича Гоголя привлёк к персоне П.А.Зыкунова пристальное внимание не только знатоков, но и ряда публичных людей, выразивших восхищение его художественным талантом. Воздух остановить нельзя и слава идёт впереди художника. Из классических примеров в памяти всплывает ситуация с великим Веласкесом, когда король Филипп ІІ приказал своему брату – кардиналу уступить ему очередь позирования. Как знать кто станет персонажем будущих картин знаменитого современного портретиста. При всей завершенности, художник не ставит точку в своих полотнах.

С особой тщательностью написан двойной портрет. Образ мужчины изображен на втором плане, но он не тень, а единение. Композиционно фигуры воспринимаются как единое целое. Признаюсь честно, увидеть портрет третьего президента страны с супругой в мастерской живописца было неожиданностью и приятным сюрпризом. Художник в лучших традициях канонов портретной живописи передал объём, создавая композицию в пастельных тонах. Цвет отличается чистотой, богатством оттенков и переходами тонов. И если внимательно прочесть символы как слагаемые портрета, то не трудно понять, что это охранные атрибуты жизни и дома. Предметы материальны, они несут свой скрытый смысл: свече как символу жизни ещё долго гореть. Стоит бросить быстрый взгляд на направление «слёз» свечи и поймешь: где-то обижают тебя, но когда – то и ты, возможно, причинял боль. Всё проходит и это пройдёт. Фигуры изображены на фоне резиденции последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского в Батурине. Соединяя тончайшие ниточки эпох, достаточно вспомнить, что строился Батурин по образцу королевского Версаля и восстановлен в наше время. Всё дышит состоянием покоя, течение времени не изменяет, а увековечивает на полотне константу природы жизни. Такие картины не ждут своего зрителя, они придают силы и оберегают хозяев родовых замков (приходилось видеть) и, абсолютно не имеет значения, в каком футляре её тебе доставят.

Незабываемая рождественская встреча состоялась. Бесспорно: украинское национальное искусство ХХІ века находится в начале своей истории, и художественные процессы, происходящие сегодня должны быть описаны в определённой мере, поскольку глубокий смысл требует неспешного восприятия.

Мне повезло. Встреча с живописью в украинской столице по значимости для меня не уступала венской музыке. Музыку живописи счастье – увидеть. Она доступна всем. А как важно сегодня научиться её ещё услышать.

Оксана Кузьмина, специально для интернет-издания «Житомирский Меркурий».

Все статьи Оксаны Кузьминой

Повернутися