Вівторок, 17 вересня 2019, 06:10 RSS Export | Авторизація
Закрити
Логін
Пароль
 

Забули пароль?
інформаційний пульс Житомирщини

История православной церкви в селе Колки (Кілки) на Житомирщине

30-03-2011, 16:19               
Село Колки (по-украински Кілки) расположено в 8 километрах от районного центра Чуднова на берегах небольшой речушки Ибр, впадающей в Тетерев. По левому берегу Ибра (по течению) село вытягивается до Тетерева и поворачивает вдоль его левого берега. (На польской карте 1931 года, составленной на основании карт начала ХХ столетия, эта в настоящее время часть села Колки обозначена как хутор Moszczeniec).

На противоположном берегу Тетерева расположено село Подолянцы, которое 29 июня 1960 года было объединено с селом Колки и лишено (официально) своего имени. В этом селении проживает самый высокий человек в мире Леонид Стадник. Благодаря его известности и по желанию всех жителей решением Житомирского областного совета от 27 марта 2009 года село было восстановлено со своим историческим именем. Поэтому не следует путать села Колки и Подолянцы.

(Некоторые части с. Подолянцы («хутора») носят своеобразные названия. Некоторые – по фамилиям жителей (укр.): Мамули, Нестеровськи, Максими, Булії, Балабаї. Другие – по определенным ориентирам, профессиональным или другим признакам (укр.): Мельники (возле мельницы), Срулі (еврей Сруль был владельцем мельницы, которая имела очень большое значение в жизни села, так что все село часто называли Срули), Валюші (деревянные толкачи, приводимые в действие водой, которыми валяли шерсть), Бондарі, Перці (у одного из жителей был очень большой и красный нос), Купці, Козаки (записано со слов Степана Григорьевича Брайона).

К слову, та часть современного села Подолянцы, которая расположена напротив села Колки, раньше называлась хутор Подолянцы, а другая его часть, которая находится на другой стороне железнодорожной ветки, именовалось деревней Подолянцы (это хорошо видно на упомянутой выше карте). По клировым ведомостям (Воскресенского прихода местечка Чуднова, к которому были приписаны Подолянцы) можно проследить, что и по количеству дворов, и по числу жителей хутор превосходил деревню (в 1885 году: в хуторе – 54 двора, 423 жителя; в деревне – 12 дворов, 152 жителя; в 1907 году: в хуторе – 80 дворов, 630 жителей; в деревне – 27 дворов, 243 жителя). В Подолянцах храма никогда не было, хотя построить его намеревались.

Так в рапорте настоятеля Воскресенского прихода местечка Чуднова священника Василия Михайловского благочинному 4 округа Житомирского уезда от 17 марта 1916 года говорится о том, что «приписное [село] Подолянцы собирается в недалеком будущем приступить к постройке своего храма». Благим намерениям не дали осуществиться трагические события, разыгравшиеся в нашем отечестве после 1917 года.

И все же в Подолянцах находился примечательный исторический памятник, связанный с пребыванием здесь Царской семьи, который в наши дни (после канонизации святого Царя-мученика Николая II) был бы особенно дорог православным. Памятник возвышался возле железнодорожного моста через реку Тетерев. Подробные сведения о нем сообщает изданный в 1898 году «Иллюстрированный путеводитель по юго-западным казенным железным дорогам»: «Обстоятельства, вызвавшие сооружение памятника были следующие: в половине сентября 1894 года Его Величество Государь Император Александр Александрович, изволил следовать из Спалы в Крым.

Состояние здоровья Его Величества уже внушало самые серьезные опасения, а длинный переезд по железной дороге должен был сильно утомить Августейшего больного и, по мнению сопровождавших Императора врачей, Его Величеству необходимо было хотя непродолжительное время побыть на свежем воздухе и погулять. На перегоне между Здолбуновом и Печановкой, в служебный вагон Юго-Западных дорог, шедший с Императорским поездом, вошел сопровождавший поезд в качестве врача доктор Попов с целью по совещании с должностными лицами Юго-Западных дорог избрать место, удобное для прогулки Его Величества.

Первоначально хотели для этой цели избрать станцию Шепетовку, где по расписанию предстояла остановка в 15 минут для снабжения водой паровоза; но затем эта мысль была оставлена, так как прогулка в Шепетовке или на какой-либо другой станции представлялась невозможной, вследствие скопления значительных масс народа, собравшегося в ожидании проезда Его Величества и своими приветственными криками не давшего бы необходимого Августейшему больному покоя. Решено было остановить поезд на перегоне между Романовом и Чудновом-Волынским, на мосту чрез р. Тетерев. Место это сухое, высокое, живописное; река катит свои волны в обрывистых берегах, близ рельсового пути находится роща.

Императорский поезд был остановлен в указанном пункте. Его Величество чувствовал себя настолько сильным и крепким, что без посторонней помощи изволил выйти из вагона; Государыня Императрица Мария Феодоровна вышла из вагона, поддерживаемая под руки Наследником Цесаревичем (ныне благополучно царствующим Государем Императором) Николаем Александровичем и Великим Князем Георгием Александровичем.

Вся свита тоже вышла из вагонов, но оставалась около последних; Царская же Семья без провожатых гуляла в роще; Государь Император Александр III остановился на берегу р. Тетерева и сидел там вместе с Государыней Императрицей Марией Феодоровной на камне. Прекрасная погода благоприятствовала прогулке Его Величества. Поезд простоял в этом месте 55 минут.

Тогда же возникла мысль воздвигнуть на берегу р. Тетерева памятник в воспоминание пребывания Царя-Миротворца на берегу р. Тетерева. Ныне мысль эта близится к осуществлению: проект памятника выработан. Памятник состоит из колонны, на верху которой сидит двуглавый орел; колонна поставлена на широком четырехугольном основании, к которому ведет несколько ступеней; памятник окружен рядом цепей, прикрепленных к тумбам, украшенным орлами.

Среди служащих на Юго-Западных железных дорогах открыта была подписка, давшая средства для осуществления этого проекта. Необходимую для постановки памятника землю отвел безвозмездно землевладелец Н. А. Терещенко, которому принадлежит эта местность». Жители Подолянец старшего поколения хорошо помнят этот памятник, уничтоженный по их словам в 1960-х годах.

В Российской империи деревня и хутор Подолянцы входили в Чудновскую, а село Колки – Красносельскую волость Житомирского уезда Волынской губернии. В советский период село Колки находилось на территории районов: Любарского (с 7 марта 1923 года), Чудновского (с 12 января 1924 года), Бердичевского (с 30 декабря 1962 года). С 8 декабря 1966 года входит в состав Чудновского района Житомирской области.

История села Колки начинается в ХVIII веке. Оно было частью Чудновского имения князя Адама Понинского. По решению конкурсного съезда 1789 года село разделили на семь частей между кредиторами Понинского. Из владельцев села известны помещики Каминский (1791 год) и Ян Заблодзский (1810 год).

Первый храм в селе был построен в 1791 году «тщанием прихожан и помещика Каминского» в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он был деревянным с такой же колокольней. По рассказам старожилов села, Покровский храм находился на современной улице Леси Украинки (между домами № 2 и № 4).* На его месте затем стоял каменный крест, выброшенный уже в советское время. Из священников, служивших в Покровском храме, известны Вигурский и Иаков Николаевич Сциславский. Последний с 1822 по 1826 год исправлял должность благочинного.

(* Рассказал Леонид Афанасьевич Ляный по рассказам своего деда Матфея Ивановича Терлецкого).

В клировых ведомостях за 1833 год храм в селе Колки называется еще Покровским. Переименование прихода в Михайловский, вероятно, произошло в 1861 году, когда старанием прихожан был построен новый деревянный храм. Колокольня к нему была пристроена в 1884 году.

Прихожане по мере сил старались украшать свой храм. 28 апреля 1897 года архиепископом Волынским и Житомирским Модестом «крестьянам села Колок преподано благословение Божие за пожертвование ими на украшение местной церкви свыше 200 рублей». Такое же церковное поощрение одержали от архипастыря местные крестьяне в 1901 году «за пожертвование на покраску местной церкви 575 рублей и разных священных принадлежностей в оную всего на сумму 910 рублей».

В 1908 году Волынской духовной консисторией была выдана книга для сбора пожертвований на украшение храма в пределах епархии в течение одного года на имя крестьян села Колок Потапия Лукашенко и Игнатия Горичука. В 1915 году на куполе храма был установлен новый крест. Во время этого события произошел несчастный случай – «подрядчик по постройке этой церкви, крестьянин м. Любаря, Климентий Кукса, поднимавший по блоку крест, упал на землю с высоты купола церкви, со сломавшимся блоком, и разбился на смерть».

В царствование императора Александра ІІI большое внимание стало уделяться школьному образованию сельских детей. Были возрождены церковно-приходские школы. Появилась такая школа в 1877 году* и в Колках. Деревянное здание школы было построено обществом крестьян на церковной усадебной земле. В 1894 году был проведен его капитальный ремонт на средства, отпущенные из Волынского епархиального училищного совета.

(* В известной книге Теодоровича значится 1878 год, но в клировых ведомостях за разные годы указан 1877 год).

По данным на 1896 год на содержание школы от крестьян ежегодно ассигновалось 150 рублей (100 рублей – жалованье учительнице, 50 рублей – расходы на отопление, освещение, наем сторожа, ремонт и письменные принадлежности). В то время в школе обучались 38 мальчиков и 12 девочек. По данным, опубликованным ранее, в 1888 году, в школе значилось 23 ученика. В 1886-1887 учебном году училось 28 мальчиков и 2 девочки. Сведения об учащихся на 1 января 1904 года – 54 мальчика и 13 девочек. В 1915 году количество учеников составляло: мальчиков – 45, девочек – 20.

Из учительниц местной церковно-приходской школы удалось найти сведения о Вере Онуфриевне Масюкевич, дочери священника Михайловского храма местечка Краснополя. Она родилась в 1859 году, окончила Житомирскую женскую гимназию, работала в редакции газеты «Волынь», затем учительницей церковно-приходской школы в селе Серяки Житомирского уезда (ныне село Ягодынка Романовского района).

С 11 октября 1896 года учительствовала в селе Колки, правда, не долго (с 1 августа 1898 года учительское место было вакантно). В школе также учительствовали: окончивший Волынскую духовную семинарию Аполлинарий Лисицкий (по клировым ведомостям за 1886 год), выпускница женского духовного училища Ольга Сикачинская (по данным на 1904 год). В отчете о состоянии церковно-приходских школ Волынской епархии в 1904-1905 учебном году отмечено, что в Колковской школе был устроен правильный церковный хор.

В царское время число населения в селе неуклонно возрастало. В 1866 году насчитывалось 658 прихожан (325 мужчин и 333 женщины, 81 двор), в 1888 – 757 прихожан (кроме них в селе жили еще 70 евреев), в 1896 – 936 прихожан (481 мужчина и 455 женщин, 120 дворов), в 1911 – 1037 жителей (120 дворов), в 1914 – 1244 человека, в 1915 – 1265 человек (в Колках – 555 мужчин и 561 женщина, 180 домов; в приписной деревне Довбыши – 68 мужчин и 81 женщина, 30 домов).

Церкви в Колках (по данным на 1918 год) принадлежало 40 десятин и 239 квадратных саженей земли (из них: усадебной – 1 десятина 2256 саженей, под садом и огородом – 1 десятина 1020 саженей, пахотной – 31 десятина 1158 саженей, сенокосной – 5 десятин 1020 саженей, неудобной – 2301 сажень). В 1915 году церковная земля в Колках приносила доход в среднем 350 рублей в год (им пользовались священник и псаломщик).

В 1871 году часть из принадлежавшей церкви земли (1 десятина 1170 саженей) отошла под строившуюся Киево-Брестскую железную дорогу. При храме существовала церковная библиотека, насчитывавшая в 1915 году 240 томов. Архиерей в последний раз посещал Колки в 1911 году – это был визит епископа Острожского Гавриила (Воеводина).

Около 80 лет простояла в селе деревянная Михайловская церковь. Последним священником, которому довелось в ней служить, был Евгений Григорьевич Скалозубов. С момента своего рукоположения 4 декабря 1897 года он прослужил в Колках более 32 лет, пережив тяжелейшие годы революции и гражданской войны. Однако репрессий не избежал. В начале 1920-х годов отец Евгений был осужден на 1 год принудительных работ «за то, что знал о сокрытии церковных вещей и не донес» (так написано самим батюшкой в регистрационной карточке за 1923 год).

В этой же карточке на вопрос о том, на каком языке следует совершать богослужение, священник отвечал прямо: «На славянском» (большинство священно- церковнослужителей Волынской губернии в то время, хотя служили на церковно-славянском, чтобы избежать неприятностей с советской властью, проводившей украинизацию, на данный вопрос отвечали уклончиво: «На каком пожелает община»).

Из упомянутой карточки также известно о том, что годовой доход священника в Колках до октября 1917 года составлял: жалованье – 200 рублей, сборы-требы – 150 рублей, доход с недвижимого имущества – 200 рублей. Понятно, что после революции первой и третьей статей дохода священнослужители были лишены. За совершение же треб в начале 1920-х годов люди благодарили священника не деньгами, а натуральными продуктами. Так за венчание давали от 10 фунтов до 1 пуда хлеба, за крещение – от 10 до 15 фунтов, за похороны – от половины до полутора пуда, за молебны – 1-2 фунта, за годичное поминовение – от половины до 1 пуда. Месячный доход священника в 1923 году составлял до 8 пудов хлеба.

10 февраля 1930 года священника Евгения Скалозубова в Колках арестовал Бердичевский окружной отдел ГПУ. Решением Особого совещания при комиссии ГПУ УССР от 2 марта 1930 года отец Евгений в был сослан в Казахстан сроком на три года. Дальше следы его теряются.
Свято-Михайловский храм в селе Колки по воспоминаниям старожилов был разобран безбожниками приблизительно за месяц до начала Великой Отечественной войны. Позже на его фундаменте была построена сельская школа. В настоящее время школа располагается в новом здании, а на месте храма находится пустырь. Православными людьми там установлен деревянный крест.

Годы воинствующего атеизма в советское время, развала страны и разрухи во всех отраслях жизни в 1990-х годах, а также постоянной нестабильности во времена самостоятельности Украины привели к упадку села, сокращению численности его жителей и падению их нравственности. Зеркалом этого состояния является ныне действующий в Колках Свято-Михайловский храм.

Это бедное снаружи и внутри здание бывшего сельсовета, переоборудованное под церковь и освященное по благословению епископа Житомирского и Новоград-Волынского Гурия в Светлый вторник 2000 года благочинным Чудновского округа протоиереем Саввой Якимчуком. С того же года и по настоящее время настоятелем храма является священник Виктор Шапар, известный в районе как бывший учитель истории и директор школы. Хотя батюшка еженедельно совершает в храме литургию, богомольцев на нее собирается немного, бывает 2-3 человека.

И все же в селе совершается Божественная Евхаристия, приносится бескровная Жертва о живых и усопших, и даже если священнику придется совершать литургию в одиночестве, она не лишится своего вселенского значения. И всякий житель села Колки пусть знает, что есть в селе место, где он имеет возможность приступить к святым Таинствам и воспринять благодать Божию.

Протоиерей Вадим Шапран, Благочинный Чудновского округа

История православной церкви в селе Колки (Кілки) на Житомирщине
История православной церкви в селе Колки (Кілки) на Житомирщине
История православной церкви в селе Колки (Кілки) на Житомирщине
История православной церкви в селе Колки (Кілки) на Житомирщине

Фото из личного архива автора.


теги: релігія

 (голосів: 4)


Версія для друку




Додавання коментаря




Оксана КузьминаОксана Кузьмина:
Рождественская встреча
Вся наша жизнь соткана из упускаемых и упущенных возможностей. Была возможность встретить новый год в Австрии – музыкальной столице мира. Подвела поведенческая культура. Труба (в облике подруги из Германии) звала, а мне пришлось сидеть не в кресле самолёта, а за рабочим столом писать очередной отчёт.

Ілона БіланІлона Білан:
Зона вільної торгівлі: 17-й раунд переговорів завершено
19 травня 2011 року Верховна Рада України ухвалила постанову "Про рекомендації парламентських слухань на тему: "Про стан і перспективи розвитку економічних відносин України з ЄС та Митним союзом", в якій підкреслюється, що першочерговим завданням на найближчу перспективу є завершення переговорів і підписання Угоди про створення зони вільної торгівлі (ЗВТ) як невід’ємної частини Угоди про асоціацію з ЄС.
Нагадаємо, що переговори щодо створення ЗВТ з ЄС розпочалися у лютому 2008 року після вступу України до СОТ і є досить непростими через низку проблем економічного характеру. Йдеться про умови доступу українських товарів та послуг на європейський ринок, квоти та перехідні періоди.

Світлана КонончукСвітлана Конончук:
Команда Януковича вдруге заходиться довкола "конституційної реформи"
Людині, обізнаній з українськими політичними обставинами, заголовок статті видасться дивним. Чому "вдруге"? Адже відомо, що Конституцію України вже змінювали принаймні двічі - у 2004 і 2010 роках. За цього не беремо до уваги нереалізовані спроби змінити Конституцію, що мали місце в період "владних змагань" між президентськими виборами - у 2005-2009 роки.

Ірина ЛукомськаІрина Лукомська:
Пенсійна реформа: як до неї мають ставитися політичні партії з огляду на свої партійні програми?
Пенсійна реформа, до якої українську владу підштовхує не так дефіцит Пенсійного фонду чи прагнення підвищити життєвий рівень пенсіонерів, як вимоги МВФ, спонукає поглянути на документи, від яких мали б "танцювати" учасники політичного процесу. А саме - на партійні програми. Фактично, саме ці стратегічні документи мають визначати як ставлення політичних гравців до ініціатив, пропонованих владою, так і напрям самих цих ініціатив.

Сергей СимоновСергей Симонов:
14-летняя житомирянка испытала шок, узнав о своей беременности
В конце 70-х годов Житомир облетела довольно неприятная весть: одна из 14-летних школьниц областного центра готовится стать матерью. Это было ЧП областного масштаба. Руководители городского отдела образования сразу же вызвали к себе "на ковёр" директоров школ, чтобы те, в свою очередь, провели с учениками разъяснительные беседы о последствиях ранних половых связей.

Ярослав ДовгополЯрослав Довгопол:
Незмінний лідер в Казахстані: особливості сучасного президентства
У Казахстані офіційно проголошена дата дострокових виборів президента країни - 3 квітня 2011 року. Відповідний указ підписав напередодні глава республіки Нурсултан Назарбаєв. Таким чином він відкинув "пропозицію народу і парламенту" провести референдум щодо продовження його повноважень до 2020 року, запровадивши "більш наближену" до сучасних демократичних стандартів процедуру – президентські перегони. Водночас, мало в кого залишається сумнівів, що саме цей кандидат матиме переважні шанси на перемогу.

Юлія ТищенкоЮлія Тищенко:
Пріоритети української модернізації: між Казахстаном і РФ?
У нинішньому політичному дискурсі стало правилом гарного тону говорити про потребу модернізації країни як загалом так і за окремими сферами економіки і політики. Сама теза про необхідність реформ і модернізації країни не викликає заперечень, адже реформи і модернізація економіки, соціальної сфери всі роки української незалежності незмінно перебувають на порядку денному. Упродовж новітньої 20-річної української історії ніколи не бракувало планів, концепцій, дорожніх карт реформ. Проте, не вистачало політичної волі, інституційних можливостей для їх реалізації.

Михайло ДімонтМихайло Дімонт:
Стій! Хто йде!?
Отже, вибори. Багато сказано про недосконалість виборчого закону. І це так. Про переваги, які отримують окремі учасники. І це також правда. Про зміну правил під час гри – і це вірно. А скільки ще буде сказано? Особливо після виборів…

Дмитро СкоропадДмитро Скоропад:
Українська система освіти - це плюс чи мінус?
Українські вузи підтверджують правило: не має більшого дурня, ніж дурень з вищою освітою, яка отримана в корумпованому навчальному закладі. Корупція у вищій школі торкнулась усіх етапів освіти: від вступних і випускних іспитів до заліків, дипломів, кандидатських та докторських робіт. Патології, пов’язані із плагіатом, формальними рецензіями, замовчуванням злочинів (наприклад, сексуальних домагань) і низьким рівнем викладацьких кадрів, що є нахабним обманом студентів, зустрічаються у кожному вузі.

Сергій ВікторовСергій Вікторов:
Естрадне мистецтво актуальне й сьогодні...
В наш час особливого значення набуває вирішення проблеми організації дозвілля та зайнятості підлітків та молоді, культурно-естетичного виховання молодого покоління при опануванні сучасного естрадного мистецтва, оскільки трансформаційні зміни, що відбуваються у сучасному соціокультурному просторі, зумовили споживання широкого пласта цього виду мистецтва - найпопулярнішого у молодіжному середовищі.

всі автори
Архів
«    Вересень 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
В Житомире прошла выставка собак «Полесье-2012»У Житомирі відзначили День пасічникаЖитомирщина бере участь у виставковій акції «Барвиста Україна»У Житомирі підняли прапори на честь відкриття літніх Олімпійських ігор в ЛондоніУ Немиринцях відсвяткували Івана КупалаЖДУ ім. І. Франка вдруге випустив спеціалістів видавничої справиУ Житомирі пройшов фестиваль «Ковальська весна»У Житомирі відкрито нове інфекційне відділення для дітей
© 2010 "Житомирський Меркурій"
За повного або часткового використання текстів та зображень чи за будь-якого іншого поширення інформації «Житомирського Меркурія» гіперпосилання на сайт – www.merkury.com.ua. – є обов'язковим.
Керівник проекту: Олександр Сичевський
E-mail редакції: mercury.zt@utel.net.ua
Інформація «Житомирського Меркурія» є інтелектуальною власністю СП «Видавництво «Меркурій». Редакція може не поділяти точку зору авторів статей. За зміст рекламної інформації відповідальність несе рекламодавець.
Про нас | Контакти | Реклама | Читайте у зручному форматі
Розробка сайту студыя дизайну Оригамі